Особенности психологической диагностики детей дошкольного возраста
Психологическая диагностика детей дошкольного возраста имеет ряд важных особенностей, которые необходимо учитывать при проведении обследования:
- Относительно низкий уровень произвольности познавательных процессов. У дошкольников внимание, память, мышление еще недостаточно контролируются волевыми усилиями.
- Преобладание непроизвольных форм психических процессов над произвольными. Ребенку сложно длительно сосредотачиваться на задании по инструкции.
- Недостаточное развитие самосознания. Дошкольники еще плохо осознают свои личностные качества и затрудняются в самооценке.
- Быстрая утомляемость и неустойчивость работоспособности. Диагностические задания не должны быть слишком длительными.
- Высокая эмоциональность и впечатлительность. Важно создать доброжелательную атмосферу обследования.
Учитывая эти особенности, диагностические методики для дошкольников должны быть адаптированы под их возрастные возможности. Наиболее эффективны игровые формы заданий, наглядный стимульный материал, непродолжительные по времени методики.
Диагностика восприятия у детей дошкольного возраста
Восприятие — это познавательный процесс, обеспечивающий отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Для диагностики восприятия у дошкольников используются следующие методики:
«Чего не хватает на этих рисунках?»
Ребенку предъявляются рисунки, на которых отсутствуют некоторые детали. Нужно определить, чего не хватает. Методика позволяет оценить целостность восприятия.
«Узнай, кто это»
Дошкольнику показывают контурные или схематичные изображения предметов. Задача — узнать и назвать изображенный объект. Оценивается способность к целостному восприятию.
«Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Ребенок должен найти спрятанные изображения предметов на перечеркнутых картинках. Методика диагностирует восприятие формы, избирательность восприятия.
«Чем залатать коврик?»
Нужно подобрать подходящую по форме и рисунку заплатку к коврику с отверстием. Оценивается восприятие формы и цвета.
Методики диагностики внимания у дошкольников
Внимание обеспечивает избирательность и сосредоточенность психической деятельности. Для его диагностики у детей 6-7 лет применяются следующие методики:
«Найди и вычеркни»
Ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные изображения на специальном бланке с рисунками. Оценивается продуктивность и устойчивость внимания.
«Запомни и расставь точки»
Дошкольнику на несколько секунд показывают карточку с точками, которые нужно запомнить и воспроизвести на пустой карточке. Диагностируется объем внимания.
«Проставь значки»
Ребенок должен как можно быстрее проставлять определенные значки в геометрические фигуры на бланке. Оценивается переключаемость внимания.
Диагностика памяти у детей дошкольного возраста
Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Для ее обследования у дошкольников применяют такие методики:
«Узнай фигуры»
Ребенку предъявляют набор геометрических фигур для запоминания, а затем просят найти их среди других изображений. Оценивается узнавание.
«Запомни рисунки»
Дошкольник запоминает 10-15 картинок, а затем воспроизводит их по памяти. Диагностируется объем образной памяти.
«Запомни цифры»
Ребенок на слух запоминает и затем воспроизводит ряды цифр. Оценивается объем слуховой кратковременной памяти.
«Выучи слова»
Дошкольнику зачитывают 10 слов, которые нужно запомнить и воспроизвести. Методика позволяет определить динамику процесса заучивания.
Методики диагностики мышления у дошкольников
Мышление — это процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. У детей 6-7 лет для его диагностики используются следующие методики:
«Нелепицы»
Ребенку показывают картинку с нелепыми ситуациями. Нужно найти несоответствия и объяснить, как должно быть на самом деле. Оценивается элементарное образное мышление.
«Времена года»
Дошкольнику предлагают картинки с изображением времен года. Задача — определить время года и обосновать свой ответ. Диагностируется умение понимать и устанавливать причинно-следственные связи.
«Что здесь лишнее?»
Ребенок должен найти лишний предмет среди изображений и объяснить свой выбор. Методика позволяет оценить процессы обобщения и анализа.
«Раздели на группы»
Дошкольнику предлагается разделить предметы на группы. Оценивается умение классифицировать объекты по существенным признакам.
Диагностика личности и межличностных отношений у дошкольников
Для изучения личностных особенностей и отношений со сверстниками у детей 6-7 лет применяются следующие методики:
«Лесенка»
Ребенок определяет свое место на нарисованной лестнице, где верхняя ступенька — самые хорошие дети, а нижняя — самые плохие. Оценивается самооценка дошкольника.
«Два дома»
Дошкольнику предлагают поселить в нарисованные домики себя и своих друзей/недругов. Методика выявляет особенности взаимоотношений со сверстниками.
«Рисунок семьи»
Ребенок рисует свою семью. По особенностям изображения членов семьи можно судить об отношении к ним дошкольника.
«Тест тревожности»
Ребенку предъявляют рисунки с типичными ситуациями и просят выбрать выражение лица для персонажа. Оценивается уровень тревожности.
Диагностика готовности к школе детей 6-7 лет
Для оценки готовности ребенка к школьному обучению применяется комплексная диагностика, включающая следующие методики:
- «Образец и правило» — диагностирует способность к произвольной регуляции деятельности.
- «Первая буква» — определяет уровень развития фонематического слуха.
- «Один-много» — оценивает умение изменять слова по числам.
- «Классификация» — диагностирует развитие логического мышления.
- «Рисунок человека» — позволяет оценить общее интеллектуальное развитие.
Комплексное применение данных методик позволяет получить целостное представление о психологической готовности ребенка к школе.
Рекомендации по проведению психологической диагностики дошкольников
При обследовании детей 6-7 лет важно соблюдать следующие правила:
- Создать доброжелательную и непринужденную атмосферу.
- Чередовать различные по форме и содержанию задания.
- Проводить обследование в первой половине дня, когда ребенок не утомлен.
- Делать перерывы между заданиями, если ребенок устал.
- Поощрять ребенка за старание, даже если результат не очень высокий.
- Избегать оценочных суждений, не сравнивать с другими детьми.
- Учитывать индивидуальные особенности темпа и стиля деятельности ребенка.
Соблюдение этих рекомендаций позволит получить более достоверные результаты диагностики и создать для ребенка комфортную ситуацию обследования.