поиск оптимальных подходов к диагностике и лечению uMEDp
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) вызывает к себе значительный интерес специалистов в связи с высокой распространенностью и большой социальной значимостью проблемы.
Рисунок 1. Динамика суммарных балльных оценок по шкале СДВГ-DSM-IV у пациентов с положительным эффектом лечения Пантогамом
Таблица. Динамика исследованных показателей у детей с СДВГ на фоне длительного лечения Пантогамом
Рисунок 2. Алгоритм оказания помощи детям с СДВГ
Клиническую картину СДВГ у детей определяют нарушения внимания, гиперактивность и импульсивность, в диагностических критериях особо отмечается, что СДВГ приводит к нарушениям адаптации, отмечающимся в различных ситуациях и видах окружающей обстановки (8). Таким образом, спектр нарушений при СДВГ не ограничивается лишь его основными симптомами.
Данные анкетирования родителей и педагогов указывают на имеющуюся у детей с СДВГ по сравнению с ровесниками значительную выраженность эмоциональных нарушений, проблем поведения, трудностей взаимоотношений со сверстниками наряду с неразвитостью просоциальной направленности поведения (4). Это служит обоснованием новой концепции расширенного терапевтического подхода, ориентированной на обращение к социальным и эмоциональным нуждам ребенка с СДВГ, которые следует учитывать как на этапе диагностики и планирования лечения, так и в процессе динамического наблюдения и оценки результатов проводимой терапии. В связи с этим клиницистам необходимо решать еще один важный вопрос – определение оптимальной продолжительности лекарственной терапии при СДВГ.
При медикаментозной терапии СДВГ в первую очередь показаны препараты, оказывающие стимулирующее действие на недостаточно сформированные у детей этой группы когнитивные функции (внимания, памяти, организации, программирования и контроля психической деятельности, речи, праксиса). Отечественными специалистами при лечении СДВГ традиционно используются препараты ноотропного ряда. Их применение при СДВГ патогенетически обосновано, поскольку ноотропные препараты оказывают стимулирующее действие на недостаточно сформированные у детей этой группы высшие психические функции (внимания, памяти, организации, программирования и контроля психической деятельности, речи, праксиса).
Пантогам является ноотропным препаратом смешанного типа с широким спектром клинического применения. По химической структуре Пантогам близок к природным соединениям и представляет собой кальциевую соль D(+)-пантоил-g-аминомасляной кислоты и является высшим гомологом D(+)-пантотеновой кислоты (витамина В5), в которой b-аланин замещен на g-аминомасляную кислоту (ГАМК). Этот гомолог, названный гомопантотеновой кислотой, по сравнению с другими ноотропными препаратами является естественным метаболитом ГАМК в нервной ткани. Гомопантотеновая кислота, в отличие от ГАМК, проникает через гемато-энцефалический барьер, практически не метаболизируется организмом, и ее фармакологические эффекты обусловлены действием целой молекулы, а не отдельных фрагментов.
Маслова О.И. и соавт. (2004) исследовали эффективность Пантогама при лечении 59 пациентов в возрасте 7-8 лет с когнитивными нарушениями без признаков умственной отсталости (с невротическими реакциями, головными болями, соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы), в число которых вошли 23 пациента с СДВГ. Для коррекции когнитивного дефицита назначали прием Пантогама в дозе 30-50 мг/кг в сутки в форме 10% сиропа дважды, утром и днем, после еды (разовая доза в среднем составляла 10 мл).
После проведенной терапии Пантогамом было достинуто статистически достоверное улучшение основных показателей когнитивных функций, что подтверждало эффективность лечения. При этом в группе детей с СДВГ на фоне приема Пантогама улучшились следующие показатели: на 10-45% – психомоторной деятельности и зрительно-моторной координации; на 20-40% – кратковременной зрительной памяти; на 30% – распределения и переключения внимания – базовой функции аналитико-синтетических процессов (6).
Следует отметить, что в имеющихся публикациях обычно рекомендуется продолжительность курсов лечения ноотропами, в том числе Пантогамом, до 2-3 месяцев. Между тем, в зарубежных исследованиях, например, такого специфического средства фармакотерапии СДВГ, как атомоксетин, показано, что в первые 1-3 месяца лечения терапевтическое действие главным образом проявляется в отношении основных симптомов СДВГ (нарушения внимания, гиперактивность, импульсивность). Что же касается сопутствующих СДВГ нарушений (дефицит самоконтроля, трудности решения проблем и преодоления конфликтов, сниженная самооценка, неразвитость мотивационной сферы, тревожность, повышенная ранимость, неустойчивость настроения и др.), то в большинстве случаев для их преодоления необходимо непрерывно продолжать лекарственную терапию не менее 6 месяцев, при этом индивидуально определяемая оптимальная продолжительность применения атомоксетина в качестве поддерживающей терапии может составлять до нескольких лет (10, 11).
Терапевтический потенциал препаратов ноотропного ряда в длительной лекарственной терапии СДВГ практически не изучался. Учитывая спектр механизмов действия, высокую терапевтическую эффективность в лечении когнитивных нарушений у детей, незначительность побочных явлений, возможность назначения как в виде монотерапии, так и в комбинациях с другими препаратами, а также удобство применения, Пантогам может рассматриваться как перспективное средство для длительной лекарственной терапии СДВГ.
Пациенты и методы исследования
Группа пациентов с СДВГ (14 мальчиков и 4 девочки) в возрасте от 7 до 11 лет обследована в ходе длительных (4-8 месяцев) курсов монотерапии Пантогамом (в суточных дозах 500-1000 мг, что соответствует 20-30 мг/кг) в два приема, утром и днем, после еды; в начале лечения проводилось постепенное наращивание суточной дозы. Продолжительность терапии определялась индивидуально в зависимости от клинической динамики.
Оценка эффективности лечения осуществлялась с интервалами в два месяца по изменениям (путем сравнения с исходными значениями) общего балла, определяемого по шкале оценки СДВГ-DSM-IV (9), версии для родителей, заполняемой исследователем. Данная методика являлась основной в оценке клинической эффективности, при этом за улучшение состояния пациентов принималось снижение общего балла по шкале СДВГ-DSM-IV более чем на 25%. Шкала СДВГ-DSM-IV состоит из 18 пунктов, соответствующих основным симптомам СДВГ по DSM-IV.
В качестве дополнительного метода оценки динамики состояния детей с СДВГ использовалась шкала оценки функциональных нарушений М. Вейсс, форма для заполнения родителями (Weiss Functional Impairment Rating Scale, Parent Report – WFIRS-P) (12). Эта шкала специально разработана для оценки не только симптомов, но и степени выраженности нарушений в эмоциональной сфере и поведении, которые оказывают влияние на функционирование в различных областях, объективизации трудностей в определенных сферах в динамике. Она позволяет оценить уровень нарушений функционирования в шести областях: семья, учеба и школа, базовые жизненные навыки, самооценка ребенка, общение, активность, сопряженная с риском. Степень нарушений определяется следующим образом: 0 – отсутствие нарушений, 1 – легкая, 2 – умеренная, 3 – значительная степень нарушений. Нарушения в каждой из шести областей считаются подтвержденными, если хотя бы по двум показателям имеется оценка «2» или хотя бы по одному показателю оценка «3» (12).
Результаты
Продолжительность лечения Пантогамом у большинства (9) пациентов составила 6 месяцев, у 5 – 4 месяца, у 4 – 8 месяцев. Клинически значимое улучшение со снижением общего балла по шкале СДВГ-DSM-IV более чем на 25% было достигнуто у 11 из 18 пациентов. Динамика балльных оценок по шкале СДВГ-DSM-IV этих пациентов представлена на рисунке 1. У большинства из этих 11 детей с СДВГ улучшение наступило уже через 2 месяца лечения – 7 человек, но у 3 – через 4 месяца и у 1 – через 6 месяцев применения Пантогама. Таким образом, не у всех детей с СДВГ, которые способны положительно отреагировать на терапию Пантогамом, значимый регресс основных симптомов СДВГ происходит в первые 2 месяца терапии – для этого могут потребоваться и более продолжительные сроки. В подгруппе пациентов с положительным эффектом лечения побочные явления зарегистрированы только в одном случае (беспокойный сон).
Подгруппу без эффекта лечения составили 7 человек – в их состоянии существенной динамики за время наблюдения не произошло. Среди них 4 ребенка получали Пантогам на протяжении 4 месяцев, 3-6 месяцев и 1-8 месяцев. В этой подгруппе побочные явления отмечались чаще – у 3 человек (появление возбудимости в дневные часы и головных болей – у 1, возбудимость и эмоциональная лабильность – у 1, нарушения сна – у 1), что через 4 месяца лечения Пантогамом потребовало дополнительного назначения других препаратов (Стугерон, Тералиджен).
В таблице представлена динамика изучавшихся показателей для всей группы из 18 детей с СДВГ за полгода лечения Пантогамом. Достоверное уменьшение выраженности основных симптомов по шкале СДВГ-DSM-IV достигалось уже через 2 месяца лечения, при этом балльная оценка за проявления невнимательности снизилась с 19,6 до 15,4 (p = 0,002), гиперактивности и импульсивности – с 19,4 до 16,6 (p = 0,017). Положительное влияние Пантогама на основные симптомы СДВГ продолжало усиливаться через 4 и 6 месяцев его применения, что отражалось в последующем снижении как общей балльной оценки по шкале СДВГ-DSM-IV, так и составляющих ее баллов за выраженность симптомов нарушений внимания и гиперактивности / импульсивности.
Одновременно в группе из 18 детей с СДВГ наблюдалась положительная динамика по шкале оценки функциональных нарушений WFIRS-P (12), характеристику которых получали с помощью анкетирования родителей. Уже через 2 месяца лечения Пантогамом отмечалось достоверное уменьшение трудностей поведения детей с СДВГ как в семье, так и в обществе, которое продолжало сохраняться и после 4 месяцев терапии. Между тем, только после полугодового применения Пантогама в группе пациентов с СДВГ также достигалось значимое улучшение показателей поведения и учебы в школе, самооценки, базовых жизненных навыков. Таким образом, в отличие от регресса основных симптомов СДВГ, для преодоления нарушений функционирования в различных областях необходимы более продолжительные сроки лечения.
Обсуждение
В основе формирования СДВГ лежат нейробиологические факторы: генетические механизмы и раннее органическое повреждение ЦНС, которые могут сочетаться друг с другом (3). Именно они определяют изменения со стороны ЦНС и их результатом являются нарушения высших психических функций и поведения, соответствующие картине СДВГ. Во многих случаях дополнительное воздействие на детей с СДВГ оказывают негативные социально-психологические факторы (прежде всего внутрисемейные), которые сами по себе не вызывают развития СДВГ, но всегда способствуют усилению отмечающихся у ребенка симптомов и трудностей адаптации.
СДВГ – психоневрологическое расстройство, сопровождающееся структурными, метаболическими, нейрохимическими, нейрофизиологическими изменениями, а также нарушениями процессов обработки информации в ЦНС (1, 3). Нарушения внимания, управляющих функций, процессов обработки информации и дефицит контроля над импульсами могут быть связаны с такими механизмами, как дисфункция префронтальной области, коры теменной доли; нарушения регуляции обмена моноаминов; нарушения функционирования фронто-стриарных систем; снижение метаболизма в префронтальной коре, в переднем отделе поясной извилины, теменной коре, подкорковых узлах. СДВГ рассматривается как нейробиологическое расстройство, обусловленное задержанным развитием связанных между собой мозговых структур, регулирующих процессы поведенческого торможения и самоконтроля. Хотя этиология и патогенез СДВГ полностью не раскрыты, общепризнанной является концепция о том, что патогенез СДВГ определяется дисфункцией нейромедиаторных систем мозга, прежде всего дофаминергической и норадренергической систем, при этом основные нарушения связаны с процессами синаптической передачи (1).
Как показали экспериментальные исследования, Пантогам имеет широкий спектр действия, который невозможно объяснить только его воздействием на ГАМК-систему мозга. В частности, он оказывает активирующее влияние на обмен ацетилхолина, значительнее всего повышая его содержание в больших полушариях головного мозга, а также способствует увеличению содержания дофамина, но не в больших полушариях, как у ацетилхолина, а в базальных ганглиях (5).
В решении вопросов диагностики и коррекции при СДВГ необходим междисциплинарный подход. Наиболее эффективной при СДВГ является комплексная помощь, при которой объединяются усилия врачей, психологов, педагогов, работающих с ребенком, и его семьи. Алгоритм оказания помощи детям с СДВГ представлен на рисунке 2. Диагностика и лечение СДВГ должны быть своевременными и обязательно включать:
- помощь семье ребенка с СДВГ – приемы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие в семьях детей, страдающих СДВГ;
- формирование навыков социального взаимодействия у детей с СДВГ в ходе специальных коррекционных занятий;
- коррекцию плана школьного обучения – через особую подачу учебного материала и создание такой атмосферы на уроке, которая максимально повышает возможности успешного обучения детей;
- лекарственную терапию, которая назначается по индивидуальным показаниям тогда, когда когнитивные и поведенческие нарушения не могут быть преодолены лишь с помощью методов поведенческой терапии, психолого-педагогической коррекции и психотерапии.
Ранняя диагностика СДВГ у детей и безотлагательное проведение комплекса коррекционных мероприятий позволяют преодолеть характерные для них трудности адаптации. Как родителям, так и педагогам нужно постоянно помнить о том, что применение современных методов помогает детям с СДВГ достичь значительных результатов, постепенно преодолеть трудности в обучении, поведении и общении. Необходимыми условиями для этого являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи, а также хорошо отлаженное взаимодействие между всеми специалистами, участвующими в этой работе.
Эффекты лекарственной терапии на основные проявления СДВГ изучались в большом числе исследований, но лишь в нескольких работах анализировалось ее влияние на показатели качества жизни и социально-психологическое функционирование при СДВГ. Так, в мультицентровое, рандомизированное, контролируемое, открытое исследование атомоксетина при лечении СДВГ у детей и подростков был включен 201 пациент в возрасте 7-15 лет (11). Все пациенты были распределены на две группы: 104 получали атомоксетин, 97 пациентам группы сравнения была назначена стандартная терапия (любое общепринятое лечение по выбору врача). Оценка результатов осуществлялась через 10 недель и 6 месяцев лечения. В качестве основного критерия сравнения использовались балльные оценки по профилю здоровья и заболеваний детей (Child Health and Illness Profile, CHIP-CE) – опросника для родителей, включающего 45 вопросов. Помимо общей оценки анализировались показатели по пяти шкалам: «Удовлетворенность собственным здоровьем и внешним видом», «Комфорт» (физический и эмоциональный), «Гибкость и способность к адаптации» (способность к разрешению проблем, вовлеченность в жизнь семьи), «Уровень стресса» (препятствия при выполнении обязанностей, конфликты в межличностных отношениях), «Достижения» (успешность выполнения заданий и учебы). Если перед началом лечения все показатели по профилю здоровья и заболеваний детей были существенно ниже возрастных нормативов у пациентов с СДВГ обеих групп, то уже после 10 недель терапии атомоксетином общая оценка, как и оценки по пяти шкалам, практически достигли нижней границы нормы или превысили ее. Хотя в группе сравнения за этот срок также наблюдалась некоторая положительная динамика данных показателей, они были достоверно хуже таковых у пациентов, лечившихся атомоксетином, и не достигли диапазона нормальных значений.
Подобных исследований с препаратами ноотропного ряда до сих пор не проводилось. Данные, представленные в настоящей публикации, свидетельствуют о хорошем потенциале Пантогама в длительной терапии СДВГ. Наряду с положительным действием Пантогама на основные симптомы СДВГ подтверждено благоприятное влияние его длительного применения на характерные для детей с СДВГ нарушения функционирования в различных областях, в том числе на трудности поведения в семье и в обществе, учебу в школе, снижение самооценки, несформированность базовых жизненных навыков. Вместе с тем, следует отметить предварительный характер полученных результатов и необходимость продолжения исследований в данном направлении с включением новых групп пациентов с СДВГ.
Таким образом, в процессе коррекционной работы с детьми с СДВГ специалистам важно учитывать необходимость продолжительной лекарственной терапии и оценивать в динамике не только выраженность основных симптомов данного расстройства, но также показателей качества жизни и социально-психологического функционирования пациентов.
№ п/п | МНН | Торговое название |
1 | Метилпреднизолонаацепонат | Адвантан мазь |
2 | Умифеновир | Арбидол |
3 | Депротеинизированныйгемодериват из крови телят | Актовегин |
4 | Депротеинизированныйгемодериват из крови телят | Актовегин |
5 | Амброксол | Амброксол сироп |
6 | Амоксициллин | Амоксиклав |
7 | Анаферон | Анаферон детский |
8 | Ампициллин+ сульбактам | Амписид |
9 | Амоксициллин+клавулановая кислота | Аугментин |
10 | Gentiana + Aconitum + Bryonia + Ferrumphosphoricum + Acidumsarcolacticum | Афлубин |
11 | Ацикловир | Ацикловир мазь |
12 | Ипратропиябромид + фенотерол | Беродуал |
13 | Бифидобактериибифидум | Бифидум-бактерин |
14 | Бромгексин | Бромгексин сироп |
15 | Лизат бактерий (Escherichiacoli) | Бронхо-ваксом |
16 | Будесонид | Буденит |
17 | Винпоцетин | Винпоцетин |
18 | Ретинол | Вит. А (Ретинола пальмитат) |
19 | Интерферон альфа — 2b | Виферон суппозитории |
20 | Интерферон альфа — 2 | Гриппферон |
21 | Цетиризин | Зиртек |
22 | Ибупрофен | Ибупрофен |
23 | Ипратропия бромид + | Ипратерол- |
Фенотерол | натив | |
24 | Лизаты бактерий | ИРС 19 спрей |
25 | Калия йодид | Калия йодид |
26 | Карбамазепин | Карбалепсин |
27 | Лоратадин | Кларисенс сироп |
28 | Полипептиды коры головного мозга скота | Кортексин |
29 | Панкреатин | Креон |
30 | Лактобактерии ацидофильные | Лактобактерин |
31 | Лактулоза + лигнин | Лактофильтрум |
32 | Хлорамфеникол | Левомицетин гл. капли |
33 | Лебенин | Линекс |
34 | Магния лактатдигидрат + магния пидолят + пиридоксина гидрохлорид | Магне В6 |
35 | Железа III гидроксид полимальтозат | Мальтофер сироп |
36 | Мирамистин | Мирамистин |
37 | Домперидон | Мотилиум |
38 | Оксиметазолин | Називин |
39 | Нафазолин | Нафтизин |
40 | Смектитдиоктаэдрический | Неосмектин |
41 | Нимесулид | Нимика |
42 | Лактулоза | Нормазе сироп |
43 | Диоксотетрагидрокситетрагидронафталин | Оксалин мазь |
44 | Лидокаин + феназон | Отирелакс |
45 | Гопантеновая кислота | Пантогам |
46 | Цефиксим | Панцеф |
47 | Парацетамол | Парацетамол |
48 | Парацетамол | Парацетамол суппозитории |
49 | Пирантел | Пирантел суспензия |
50 | Лактулоза | Порталак сироп |
51 | Будесонид | Пульмикорт |
52 | Будесонид | Пульмикорт |
53 | Поливитамины | Ревит |
54 | Инозин | Рибоксин |
55 | Фенспирид | Сиресп |
56 | Сульфацетамид | Сульфацил натрия |
57 | Азитромицин | Сумамед |
58 | Азитромицин | Сумамед |
59 | Хлоропирамин | Супрастин |
60 | Таурин | Таурин |
61 | Диметинден | Фенистил |
62 | Диметинден | Фенистил гель |
63 | Железа III гидроксид полимальтозат | Феррум Лек |
сироп | ||
64 | Амоксициллин | Флемоксин Солютаб |
65 | Амоксифиллин | Флемоксин Солютаб |
66 | Флуконазол | Флуконазол |
67 | Флуконазол | Флуконазол |
68 | Фолиевая кислота | Фолиевая кислота |
69 | Фосфолипиды | Фосфонциале |
70 | Фуразидин | Фурагин |
71 | Артишок листьев экстракт | Хофитол |
72 | Цефазолин | Цефазолин |
73 | Парацетамол | Цефекон Д суппозитории |
74 | Парацетамол | Цефекон Д суппозитории |
75 | Цинаризин | Цинаризин |
76 | Левокарнитин | Элькар |
77 | Нифуроксазид | Энтерофурил |
78 | Амоксициллин + Клавулановая кислота | Экоклав |
79 | Амоксициллин + Клавулановая кислота | Экоклав |
80 | Урсодезоксихолевая кислота | Эксхол |
81 | Урсодезоксихолевая кислота | Урсолив |
82 | Азитромицин | Экомедсуспенз. |
83 | Полиметилсилоксана полигидрат | Энтеросгель |
84 | Энтерол | Энтерол |
85 | Симетикон | Эспумизан L |
По списку детей : | ||
86 | Вальпроевая кислота | ВальпаринХР |
87 | Вальпроевая кислота | ВальпаринХР |
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: возможности современной терапии
Автор: Н. Ю. Суворинова, невролог, к.м.н., Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета
РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, коморбидные расстройства, тревожность, оппозиционно-вызывающее расстройство, Пантогам®.
Keywords: attention deficit disorder with hyperactivity, comorbid disorders, anxiety, oppositionaldefiant disorder, Рantogam®.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это расстройство, проявляющееся структурными, метаболическими, нейрохимическими, нейрофизиологическими изменениями, приводящими к нарушениям процессов обработки информации в центральной нервной системе (ЦНС) [3]. СДВГ является самой распространенной клинической формой нарушения внимания в детском возрасте, он может встречаться как в изолированном виде, так и сопровождать другие неврологические синдромы и заболевания. Распространенность СДВГ у детей школьного возраста составляет около 5%, у мальчиков расстройство встречается в 2 раза чаще, чем у девочек [6, 11].
В основе формирования СДВГ всегда лежат нейробиологические факторы: генетические механизмы и раннее органическое поражение ЦНС, а также их сочетания, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем головного мозга. Генетическая теория формирования СДВГ предполагает наличие структурного дефекта в строении и работе дофаминергических и норадренергических рецепторов. Adriani W. и соавт. (2017) оценили и проанализировали у 30 детей с СДВГ эпигенетический статус 5’-нетранслируемой области (UTR) в гене SLC6A3, кодирующий переносчик дофамина человека (DAT). Исследовались буккальные мазки и сыворотки от 30 детей с СДВГ, клиническая картины у которых соответствовала критериям DSM-IV-TR. Была проведена корреляция между уровнем метилирования, клинической оценкой тяжести симптомов СДВГ по шкале CGAS и оценкой родителей по шкале Conners [9]. По сравнению со здоровыми детьми, составившими контрольную группу, уровень метилирования DAT у пациентов с СДВГ был значительно снижен. Авторами делается вывод о корреляции уровней метилирования DAT и степенью тяжести проявления СДВГ, а также прогнозирования эффективности лечения [2, 8].
Согласно современным представлениям об этиологии СДВГ ведущее значение отводится дисфункции префронтальной области и коры теменной доли, приводящие к нарушениям обмена моноаминов, недостаточному функционированию фронтостриарных систем, снижению метаболизма в префронтальной коре, переднем отделе поясной извилины, подкорковых ганглиях [3]. Kim S.M. с соавт. (2017) проводили нейровизуацию головного мозга у детей с СДВГ с использованием 3,0 Тесла МРТ-сканера для оценки функциональной связи между червем мозжечка и другими областями ЦНС. С этой целью применялись функциональные пробы с измерением особенностей походки у 13 детей с СДВГ, которых затем сравнивали с 13 здоровыми сверстниками. Измерялась разница давления на центр правой и левой стопы при ходьбе. В результате исследования была обнаружена более высокая функциональная связь между мозжечком, правой средней лобной извилиной (премоторной корой) и медиальной лобной извилиной (сингулярной извилиной) в контрольной группе по сравнению с группой СДВГ. Были сделаны выводы о снижении связи между мозжечком и премоторной зоной коры головного мозга у детей с СДВГ [12].
Нейробиологические факторы являются основными при формировании СДВГ у детей. При сборе анамнеза выявляются отклонения течения у матери беременности и родов и/ или наличие симптомов СДВГ у близких родственников. Однако социально-психологические факторы, не являясь основными, могут повлиять на течение СДВГ, способствуют усилению или ослаблению его симптомов. К социальным предикторам формирования СДВГ у детей дошкольного возраста часто относят материальное неблагополучие семьи, низкий уровень образования у родителей, асоциальное поведение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, непоследовательные методы воспитания, безразличное отношение матери к педагогическому воздействию [2, 15].
Zhou R.Y. и соавт. (2017) обратили внимание на наличие в анамнезе у детей с СДВГ аллергического ринита, бронхиальной астмы. Также эти дети по сравнению со здоровыми сверстниками чаще страдают респираторными инфекциями верхних дыхательных путей. Было сделано предположение о том, что повторные вирусные инфекции оказывают негативное влияние на основные проявления СДВГ, ухудшая поведение и утяжеляя симптомы. В связи с этим была предложена версия воспалительной или иммунно-ассоциированной этиологии заболевания, которая может существовать наряду с биологическими и генетическими предпосылками. Роль иммунной системы в этиологии СДВГ на сегодняшний день окончательна не установлена и требует дальнейшего изучения [17].
К основным проявлениям СДВГ в детском возрасте относят нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность. В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ–10) СДВГ обозначено как «гиперкинетическое расстройство» и представлено как группа расстройств, характеризующихся ранним началом (обычно в первые пять лет жизни), отсутствием настойчивости в деятельности, требующей умственной сосредоточенности, склонностью к частой смене видов деятельности, когда ребенок начинает новое занятие, не закончив предыдущее. Отличительными чертами ребенка являются низкая организованность и нерегулируемая, чрезмерная активность. Дети с гиперкинетическими расстройствами характеризуются как неугомонные и импульсивные, они более других подвержены несчастным случаям и дисциплинарным взысканиям, часто совершают необдуманные решения, нарушают правила, ведут себя вызывающе, не осознают своих ошибок. Их взаимоотношения со окружающими характеризуются расторможенностью, отсутствием дистанции, предусмотрительности и сдержанности. Они не пользуются любовью других детей и могут оказаться в изоляции. Для детей с СДВГ характерно недостаточное развитие познавательных функций. В анамнезе нередко встречаются специфические задержки моторного и/или речевого развития. К вторичным признакам относят асоциальное поведение и низкую самооценку [5].
В целом дети с СДВГ отличаются неугомонностью, двигательной расторможенностью, непоседливостью. Они импульсивны и нередко действуют, не задумываясь, подчиняясь минутному порыву, принимают решение по первому побуждению. Несмотря на то, что их необдуманные действия часто приводят к негативным последствиям, дети не склонны анализировать и делать выводы, они вновь и вновь повторяют одни и те же ошибки в различных ситуациях. В своих поступках ребенок с СДВГ часто ведет себя инфантильно, его поведение отличается непоследовательностью и незрелостью. Характерно избегание неприятных ситуаций, уход от ответственности за свои проступки, вранье. Даже будучи уличенным в нарушении правил, ребенок не сознается и не раскаивается в содеянном, а упрямо повторяет снова и снова те действия, за которые уже был ранее наказан. В классе такие дети являются источником всеобщего беспокойства, на уроке они крутятся и вертятся, болтают, отвлекаются и отвлекают других, мешают работе класса. Отношения со сверстниками складываются сложно, ребенок с СДВГ испытывает значительные трудности при формировании дружеских связей из-за своей непоследовательности и нестабильности. Нередко здоровые сверстники избегают общения с ребенком с СДВГ, в классе он находится на позиции изгоя, не имеет друзей. Самым частым симптомом при СДВГ является нарушение внимания. Дети не могут длительно сосредотачиваться на каком-либо занятии, они отвлекаемы и рассеяны. Период активной концентрации внимания очень короткий, ребенок не в состоянии долго последовательно заниматься чем-нибудь одним, часто «перескакивает» с одного дела на другое, бросает незаконченную работу. Ему трудно самостоятельно организовывать свое времяпрепровождение, он требует постоянного контроля со стороны взрослых. Школьники с СДВГ отличаются низкой учебной мотивацией, не заинтересованы в результатах своего труда, часто получают плохие отметки и не пытаются достичь в учебе значимых результатов. Из-за высокой отвлекаемости и низкой умственной работоспособности дети с СДВГ тратят много времени на приготовление уроков, они медлительны, их успехи значительно ниже их способностей. Самостоятельная работа вызывает значительные затруднения, ребенок не в состоянии обходится без помощи родителей при выполнении домашнего задания.
Согласно классификации DSM-IV выделяют основные симптомы СДВГ.
Нарушения внимания.
- Не может сосредоточить внимание на деталях, допускает ошибки по невнимательности в выполняемой работе и в других видах деятельности.
- Не может поддерживать внимание в течение длительного времени, даже когда играет или чем-нибудь увлечен.
- Складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
- Не может довести до конца выполнение задания в школе и дома.
- Не может самостоятельно организовать свои занятия.
- Старается избегать занятий, связанных с длительной умственной нагрузкой.
- Часто теряет различные предметы (игрушки, карандаши, ластики).
- Отвлекается от начатого занятия.
- Забывает выполнять регулярные требования.
Проявление гиперактивности.
- Не может сидеть спокойно, перебирает руками и ногами, ерзает, сидя на стуле.
- Не может высидеть требуемое количество времени, например, в течение урока или во время обеда.
- Слишком много бегает или залезает туда, куда нельзя.
- С трудом может играть самостоятельно или заниматься спокойным делом.
- Складывается впечатление, что ребенок все время в движении, как заведенный.
- Избыточно общителен, болтлив.
Проявление импульсивности.
- Отвечает на вопрос не задумываясь, не дослушав его до конца.
- С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
- Мешает другим, пристает к окружающим, например, вмешивается в беседы или игры других детей.
Для постановки диагноза необходимо, чтобы у пациента присутствовало не менее 6 из 9 симптомов невнимательности и/или импульсивности–гиперактивности. Симптомы должны встречаться большую часть времени и наблюдаться не менее, чем в двух видах окружающей обстановки, например, дома и в детском коллективе [11]. В зависимости от преобладания невнимательности и/или гиперактивности-импульсивности выделяют типы СДВГ с преимущественными нарушениями внимания, с гиперктивностью и сочетанную форму, при которой в равной мере присутствуют невнимательность и двигательная расторможенность. Сочетанная форма СДВГ является самой тяжелой, она встречается чаще других и составляет до 63% всех случав СДВГ. Форма с преимущественным нарушением внимания отмечается у 22% детей, а форма с преобладанием гиперактивности – у 15% [14].
Далеко не у всех детей с СДВГ клиническая картина заболевания включает все перечисленные симптомы, нередко они варьируют и меняются с течением жизни даже у одного ребенка. Существует возрастная динамика проявлений СДВГ. В клинической картине у дошкольников с СДВГ преобладают гиперактивность и импульсивность, а нарушение внимания менее выражено. При обследовании ребенка дошкольного возраста всегда следует учитывать, что у детей до 5 лет повышенная двигательная активность может быть вариантом нормального развития, поэтому следует избегать слишком ранней постановки диагноза. Тем не менее, уже к 5–6-летнему возрасту дети с СДВГ отличаются избыточной двигательной и словесной активностью, повышенной возбудимостью, неусидчивостью, несобранностью, агрессивностью. Они не могут длительно сохранять сосредоточенность при выполнении задания или во время игры, быстро устают и переключаются на другие виды деятельности. Часто во время занятий, требующих усидчивости, они встают и начинают расхаживать по комнате, отказываются от дальнейшего выполнения задания, предпочитают шумные игры, часто являются источником конфликтов и ссор со сверстниками. Нередко дети проявляют несдержанность, могут обозвать или ударить другого ребенка, они непослушны, намеренно нарушают правила поведения в семье или в детском коллективе. Обращает на себя внимание их неловкость и неуклюжесть, они часто падают и получают травмы. Формирование мелкой моторики также происходит медленнее, чем у здоровых сверстников, дети испытывают трудности при работе с ножницами, рисовании, раскрашивании картинок, долго не могут научиться завязывать шнурки и застегивать пуговицы. В целом для ребенка с СДВГ характерны несобранность, низкая учебная мотивация, отвлекаемость и, как следствие, снижение побуждения к познавательной деятельности.
Начало школьного обучения характеризуется возрастанием нагрузки на функцию внимания и развития в значительной мере исполнительских функций. У детей с СДВГ учебные навыки нередко формируются со значительной задержкой. Это связано с трудностями сосредоточения на учебном материале, низкой мотивацией к обучению, отсутствием навыков самостоятельной работы, низкой концентрацией внимания и повышенной отвлекаемостью. На уроках такой ребенок не успевает за темпом работы класса, проявляет низкую заинтересованность в результате своей деятельности, он требует особого контроля и дополнительной помощи при выполнении заданий. Сохраняется неусидчивость, двигательная расторможенность, несдержанность, импульсивность поведения, болтливость и агрессивность. Нередко дети с СДВГ служат источником конфликтов и нарушителями школьной дисциплины. Характерно формирование негативного отношения к учебе, отказ от выполнения домашних заданий, в некоторых случаях дети проявляют прямое неповиновение указаниям учителя, нарушают правила поведения на уроке и переменах, бывают шумными, неугомонными, много бегают на переменах, мешают проведению урока, спорят со взрослыми, сорятся и дерутся с детьми. В большинстве случаев ребенок с СДВГ не имеет друзей, особенности его поведения вызывают недоумение и отторжение у одноклассников. Нередко дети «примеряют» на себя роль шута, дурачатся и совершают нелепые поступки, пытаясь подобным образом привлечь внимание сверстников. Пытаясь привлечь к себе внимание и завоевать хорошее отношение, дети с СДВГ воруют деньги у родителей и покупают на них игрушки, жвачку, конфеты для одноклассников.
Постепенно по мере взросления ребенка усиливается его негативное отношение к школе. У подростков постепенно снижаются проявления гиперактивности, на смену ей приходит чувство внутреннего беспокойства и неуверенности в себе [2, 7]. Сохраняются трудности концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, забывчивость и рассеянность, низкая учебная мотивация, утомляемость и негативизм. Дети стараются избегать тех заданий, выполнение которых кажется им сложным или неинтересным, со дня на день откладывают работу и в итоге приступают к ней в последний момент, спешат и совершают нелепые ошибки, которых при иных обстоятельствах можно было бы избежать. Нередко у школьников с СДВГ формируется заниженная самооценка, когда ребенок чувствует себя намного хуже более успешных сверстников. Сохраняются конфликты с одноклассниками, учителями, родителями, не формируются дружеские отношения, нарушены социальные связи. У подростков с СДВГ существует риск алкоголизации, курения, употребления психоактивных веществ, совершения противоправных поступков, чаще под негативным влиянием авторитарных лиц. В подростковом возрасте также формируются и усиливаются такие негативные проявления, как оппозиционно-вызывающее расстройство, нарушение поведения, тревожные расстройства, школьная дезадаптация.
Коморбидные расстройства у детей и подростков с СДВГ осложняют течение и прогноз заболевания. Они представлены экстернализированными (оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР), расстройство поведения), интернализированными (тревожные расстройства, расстройства настроения), когнитивными (нарушения развития речи, дисграфия, дислексия, дискалькулия) и двигательными (диспраксия развития, тики) нарушениями [3]. Всего в 30% случаев СДВГ протекает без осложнений, а в остальных сопровождается коморбидными расстройствами. Среди наиболее распространенных коморбидных расстройств встречаются нарушения сна (29,3%), трудности школьного обучения (24,4%), тревожные расстройства (24,4%), ОВР (22%), расстройства аутистического спектра (12%), задержка речевого развития (14,6%), а также энурез, головные боли напряжения, мигрени и тики [3, 7, 14].
ОВР и расстройство поведения относятся к экстернализированным расстройствам. ОВР встречается чаще у детей более младшего возраста и характеризуется непослушанием, выраженным вызовом окружающим, откровенным неподчинением правилам поведения. При этом ребенок не совершает правонарушительных действий, у него нет разрушительной агрессивности или диссоциального поведения [5].
Расстройства поведения чаще встречаются у подростков, характеризуются повторяющимся, устойчивым агрессивным или вызывающим поведением и необщительностью. Такое поведение можно было бы расценить как наивысшее проявление возрастных социальных нарушений, тем не менее оно может быть более тяжелым, чем обычное детское непослушание или подростковая недисциплинированность.
Критерии диагноза включают:
- чрезмерную драчливость и вздорность;
- жестокость по отношению к другим людям и животным;
- тяжелую порчу имущества;
- поджоги;
- воровство;
- постоянную лживость;
- прогуливание занятий в школе;
- побеги из дома;
- частые и тяжелые вспышки раздражения;
- непослушание.
Для постановки диагноза необходимо, чтобы у пациента встречался хотя бы один ярко выраженный симптом на протяжении не менее 6 месяцев [5].
Тревожные расстройства в детском возрасте представлены:
- тревожным расстройством, вызванным разлукой;
- фобическим тревожным расстройством;
- социальным тревожным расстройством;
- генерализованным тревожным расстройством.
Тревожное расстройство, вызванное разлукой, возникает в течение первых лет жизни ребенка. Проявляется оно повышенным беспокойством, плаксивостью, переживаниями ребенка при разлуке с матерью или другим значимым членом семьи. От нормального беспокойства, вызванного разлукой, данное расстройство отличается значительной степенью выраженности, продолжительностью во времени, связанными с ним нарушениями социального функционирования.
Фобическое тревожное расстройство в детском возрасте выражается в чрезмерных страхах. Социальное тревожное расстройство проявляется боязнью незнакомых лиц и тревогой, возникающей в социальной обстановке (школа, детский сад), беспокойством при получении неожиданных новостей, непонятных или угрожающих, по мнению ребенка, ситуациях. Страхи при всех фобиях возникают в раннем возрасте, имеют значительную степень выраженности и сопровождаются проблемами социального функционирования [5].
Генерализованное тревожное расстройство (ГТР) представлено постоянной, устойчивой и распространенной тревогой. Чувство тревоги при ГТР не связано с каким-либо постоянным объектом или ситуацией, как это бывает при фобиях. Однако неприятное «внутреннее» ощущение тревоги отмечается в разных условиях. К основным симптомам относят жалобы на:
- устойчивую нервозность,
- ощущение страха,
- мышечное напряжение,
- потливость,
- дрожь,
- головокружение,
- чувство дискомфорта в эпигастральной области [5].
Пациенты со страхом ожидают плохих известий, несчастного случая или болезни их самих или родственников в ближайшее время.
Нередко у одного ребенка имеется не одно, а несколько коморбидных расстройств, что значительно усугубляет клиническую картину СДВГ. Такие дети более расторможены, хуже адаптируются в детском коллективе, у них чаще встречаются агрессивные проявления и негативизм, они менее восприимчивы к терапии. Danforth J.S. и соавторы проводили исследование детей с коморбидными формами СДВГ с использованием шкал DSM-IV и детской шкалы аффективных расстройств и шизофрении (Schedule for Aff ective Disorders and Schizophrenia for School Age Children-Epidemiologic Version (K-SADS)). У детей с СДВГ и коморбидными тревожными расстройствами риск развития оппозиционно-вызывающего расстройства и нарушения поведения оказался выше, чем у детей с СДВГ без коморбидности. При анализе влияния СДВГ и симптомов оппозиционного вызывающего расстройства (ОВР) на самооценку и самовосприятие в раннем подростковом возрасте были сделаны выводы, согласно которым симптомы невнимательности значительно снижают самооценку, что опосредованно может способствовать развитию депрессии [13]. Имеющиеся у ребенка коморбидные расстройства по своей тяжести могут перекрывать основные симптомы СДВГ, и без их своевременной коррекции лечение основных проявлений становится неэффективным.
ЛЕЧЕНИЕ
При выборе терапии для лечения ребенка с СДВГ предпочтителен междисциплинарный подход, при котором медикаментозная терапия сочетается с немедикаментозными методами. Наиболее эффективным является комплексное лечение, когда помощь ребенку с СДВГ и его семье оказывают врачи, психологи, педагоги, логопеды и дефектологи. Чем раньше выставлен диагноз и начато лечение, тем оптимистичнее будет прогноз. При оказании ранней адекватной помощи ребенку с СДВГ удается в значительной мере преодолеть трудности в обучении, поведении и общении [3]. При решении вопроса о целесообразности проведения медикаментозной терапии ребенку с СДВГ всегда следует учитывать индивидуальные особенности пациента, форму и степень тяжести заболевания, возраст и наличие коморбидных расстройств.
Целью современной медикаментозной терапии является снижение выраженности как основных симптомов СДВГ, так и коморбидных расстройств. Назначая лекарственную терапию, следует учитывать этиологические факторы формирования СДВГ, его патогенез, клинические проявления. При медикаментозной терапии СДВГ предпочтение отдается препаратам, оказывающим стимулирующее воздействие на недостаточно сформированные у детей когнитивные функции (внимание, память, речь, праксис, програмирование и контроль психической деятельности) [3]. Традиционно в нашей стране препаратами выбора являются ноотропные средства. Преимущество этой группы заключается в их умеренном стимулирующем воздействии на функции ЦНС, безопасности применения, хорошей переносимости и отсутствии привыкания.
Пантогам® является ноотропным препаратом смешанного типа с широким спектром клинического применения. По химической структуре Пантогам® близок к природным соединениям, представляет собой кальциевую соль D(+)-пантоил-гамма-аминомасляной кислоты и является высшим гомологом D(+)-пантотеновой кислоты (витамина В5), в которой бэта-аланин замещен на гамма-аминомасляную кислоту (ГАМК). Этот гомолог, названный гомопантотеновой кислотой, является естественным метаболитом ГАМК в нервной ткани. Гомопантотеновая кислота проникает через гематоэнцефалический барьер, практически не метаболизируется организмом, ее фармакологические свойства обусловлены действием целой молекулы, а не отдельных фрагментов. Ноотропные эффекты гомопантотеновой кислоты связаны с ее стимулирующим влиянием на процессы тканевого обмена в нейронах, она усиливает ГАМК-ергическое торможение через взаимодействие с системой ионотропного ГАМК-В рецептора, оказывает активирующее влияние на дофаминергическую и ацетилхолинергическую системы головного мозга, усиливает синтез ацетилхолина и улучшает транспорт холина в структурах, обеспечивающих механизм памяти [1]. Согласно современным экпериментальным данным Пантогам® оказывает активирующее влияние на обмен ацетилхолина, значительнее всего повышая его содержание в больших полушариях головного мозга, а также способствует увеличению содержания дофамина, но не в больших полушариях, как ацетилхолин, а в базальных ганглиях [3]. Таким образом, Пантогам® оказывает положительное воздействие на структуры головного мозга, отвечающие за механизмы внимания, памяти, развития речи, регуляции и контроля, управляющие функции.
Чутко Л.С. и соавт. (2017) назначали Пантогам® 60 детям с задержками психического развития (ЗПР) в возрасте 5–7 лет, у 30 детей отмечалась церебрастеническая форма ЗПР, у 30 – гипердинамическая. Был использован Пантогам® в форме 10%-ного сиропа по 7,5 мл в сутки в течение 60 дней. Эффективность лечения оценивалась дважды, до начала терапии и после ее окончания. Были использованы методика оценки тонкой моторики, тест на запоминания 5 фигур, шкала SNAP-IV для оценки степени невнимательности, импульсивности, гиперактивности, 10-балльные шкалы для оценки степени выраженности речевых нарушений, визуальная аналоговая шкала (ВАШ) для объективизации степени выраженности астенических расстройств. После лечения Пантогамом положительная динамика отмечалась у 39 детей, что составило 65%. У детей отмечалось улучшение памяти и внимания, речевой активности в виде расширения активного словаря, снижения утомляемости, эмоциональной лабильности, истощаемости и повышения усидчивости. Оценка тонкой моторики показала улучшение двигательной функции и снижение диспраксии. У 7 пациентов (11,7%) в середине курса лечения отмечалось усиление гиперактивности, которое полностью завершилось после окончания лечения. Отмены препарата и коррекции дозы при этом не потребовалось [3].
Сухотина и соавт. (2010) исследовали эффективность влияния Пантогама по сравнению с плацебо на различные клинико-психопатологические проявления гиперкинетических расстройств. Всего в исследовании принимали участие 60 детей в возрасте от 6 до 12 лет, соответствующие критериям диагностики гиперкинетических расстройств по МКБ-10. Дети были рандомизированы в соотношении 3 : 1 на 6-недельный двойной слепой прием Пантогама (45 детей) или плацебо (15 детей). Дети в возрасте от 6 до 8 лет принимали Пантогам® или плацебо в суточной дозировке 500–750 мг, в возрасте от 9 до 12 лет – от 750 до 1250 мг. Доза подбиралась в зависимости от эффективности лечения. Оценка эффективности проводилась специально разработанной шкале «СДВГ-критерии МКБ-10», шкале общего клинического впечатления, теста Тулуз–Пьерона для оценки когнитивной продуктивности, а также тестов на исследование кратковременной и отсроченной слуховой памяти методом повторения 10 слов, памяти на цифры, зрительной памяти на образы. Также проводилось исследование психоэмоционального состояния ребенка при помощи детского депрессивного опросника M. Kovac и уровня тревожности при помощи методики Спилберга–Ханина. В течение первых 14 дней значимого различия в лечебной и контрольной группах отмечено не было, но начиная с 14-го дня в группе детей, принимающих Пантогам®, отмечалось статистически достоверное снижение невнимательности, а с 30-го дня – гиперактивности и импульсивности. Помимо основных проявление СДВГ, авторы указывают на уменьшение выраженности некоторых коморбидных расстройств. Дети становились более коммуникабельными, у них улучшались отношения со сверстниками, учителями, повышалась результативность обучения, в результате чего уменьшался стресс, связанный с посещением школы и улучшались семейные взаимоотношения. Также авторы отмечают отсутствие побочных эффектов, требующих отмены или коррекции дозы препарата [6].
Маслова О.И. и соавт. (2006) назначали Пантогам® в форме 10%-ного сиропа 59 детям 7–9 лет с нарушением памяти и внимания. У 53 детей отмечалась хорошая переносимость Пантогама. Положительный эффект терапии проявлялся ускорениями сложных сенсомоторных реакций на звук, на свет, на цвет и на слово, повышением показателей кратковременной зрительной памяти, распределения и переключения внимания. Побочные эффекты отмечались в виде болей в животе в одном случае и кожными аллергическими проявлениями в 3 случаях, носили временный преходящий характер и не требовали отмены препарата [4].
С целью оценки терапевтического действия Пантогама в режиме монотерапии при длительном назначении препарата нами были обследованы 32 ребенка с СДВГ, 23 мальчика и 9 девочек в возрасте от 6 до 12 лет. Оценивалось действие Пантогама не только на основные клинические проявления СДВГ, но и на нарушения адаптации и социально-психологического функционирования. Пантогам® назначался в виде таблеток, в суточных дозах 500–1000 мг (20–30 мг/кг) в 2 приема, утром и днем, после еды; в начале лечения проводилось титрование дозы. Продолжительность терапии определялась индивидуально в зависимости от клинической динамики и составила от 4 до 8 месяцев. Оценка эффективности лечения осуществлялась с интервалами в 2 месяца. С этой целью проводилось тестирование родителей. Использовалась шкала оценки основных симптомов СДВГ–DSM-IV, версии для родителей, которая заполнялась исследователем. Шкала СДВГ–DSM-IV состоит из 18 пунктов, соответствующих основным симптомам СДВГ по DSM-IV. Выраженность каждого симптома оценивается по 4-балльной системе: 0 – никогда или редко; 1 – иногда; 2 – часто; 3 – очень часто. При включении пациентов в исследование суммарный балл по шкале СДВГ– DSM-IV составлял 27–55 у мальчиков и 26–38 у девочек. За улучшение состояния пациентов принималось снижение общего балла по шкале СДВГ–DSM-IV более чем на 25%. Рассчитывался общий балл и результаты по двум разделам: нарушения внимания и признаки гиперактивности–импульсивности. В качестве дополнительного метода оценки динамики состояния детей с СДВГ применялась шкала оценки функциональных нарушений M. Weiss, форма для заполнения родителями [16]. Эта шкала позволяет оценить не только симптомы СДВГ, но и степень выраженности нарушений в эмоциональной сфере и поведении. Шкала содержит оценку симптомов по 6 группам: семья; учеба и школа; базовые жизненные навыки; самооценка ребенка; общение и социальная активность; поведение, сопряженное с риском. Степень нарушений определяется следующим образом: 0 – отсутствие нарушений, 1 – легкая, 2 – умеренная, 3 – значительная степень нарушений. Нарушения считаются подтвержденными, если хотя бы по 2 показателям имеется оценка «2» или хотя бы по одному показателю оценка «3» [16]. У 22 пациентов продолжительность лечения составила 6 месяцев, у 6 детей – 4 месяца, у 4 – 8 месяцев. У 21 пациента было достигнуто улучшение клинической картины в виде снижения общего балла по шкале СДВГ–DSM-IV более, чем на 25%. Однако улучшение в виде снижения симптомов СДВГ у детей было достигнуто в разные сроки. Так, у 14 пациентов уже через 2 месяца отмечалась положительная динамика, у 5 детей эффект от лечения проявился через 4 месяца, еще у 2 – через 6 месяцев терапии Пантогамом. Таким образом, эффективность Пантогама у детей с СДВГ проявлялась в разные сроки, и несмотря на то, что у большинства пациентов улучшение наступило уже в начале лечения, достаточно большая группа, не давшая положительный ответ в первые месяцы, все же достигла его при продолжении терапии. Следует особо отметить, что у детей, отреагировавших на лечение уже в первые 2 месяца, эффект при дальнейшем приеме Пантогама не только не ослабевал, но даже усиливался. Балльная оценка за проявления невнимательности в первые 2 месяца снизилась с 19,0 до 14,8 (p < 0,001), гиперактивности и импульсивности – с 18,3 до 15,4 (p < 0,001). Через 6 месяцев средние балльные оценки симптомов нарушений внимания и гиперактивности–импульсивности составили соответственно 13,0 и 12,6 (p < 0,001).
Побочные явления у пациентов с положительным эффектом от лечения отмечались в 4 случаях: у 3 детей это были усиление возбудимости и эмоциональной лабильности в дневные часы, у 1 – беспокойный ночной сон. Все нежелательные явления были незначительно выраженными и не требовали отмены препарата или коррекции дозы.
У 11 пациентов эффекта от назначения Пантогама не было. В этой подгруппе у 5 детей отмечались побочные явления в виде нарушения сна – у 2, тиков – у 1, головных болей и возбудимости – у 1, возбудимости и эмоциональной лабильности – у 1. У детей, не отреагировавших на лечение, побочные эффекты были выражены сильнее, и им потребовалось дополнительное назначение других препаратов (тералиджен, стугерон) [3].
Таким образом, Пантогам® показал свою эффективность и безопасность в случае его назначения детям с СДВГ. Рекомендованная дозировка составляет 30 мг/кг массы тела в сутки. Длительность лечения должна определяться индивидуально, но курс лечения должен длиться не менее 2 месяцев. При этом следует помнить, что даже отсутствие явного эффекта в первые недели лечения ни в коей мере не позволяет делать выводы о неэффективности препарата, поскольку эффект во многих случаях является отсроченным и проявляется в разные сроки, от 2 недель до 4–6 месяцев от начала терапии. Побочные эффекты, возникающие при назначении Пантогама, встречаются редко, проявляются в основном возбудимостью и в большинстве своем не требуют отмены препарата или коррекции дозы.
Опубликовано: ПРАКТИКА ПЕДИАТРА, сентябрь-октябрь, 2017 (ОПЫТ КОЛЛЕГ).
Эффективность фармакотерапии гопантеновой кислотой
Цель. Оценка результатов 4-месячного лечения препаратом Пантогам по сравнению с плацебо в подгруппах 6-12-летних пациентов с синдромом дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ). Пациенты и методы. Обследовано 35 детей с СДВГ, из них 18 в группе пантогама (1-я группа) и 17 — в группе плацебо (2-я группа). Пантогам вводили в таблетках по 250 мг в терапевтической дозе 30 мг / кг массы тела в два приема.Пациенты оценивались по шкале общего клинического впечатления (CGI-ADHD-severity), рейтинговой шкале ADHD-DSM-IV и шкале оценки функциональных нарушений Вейсса — отчет родителей (WFIRS-P). Полученные результаты. 4-месячная терапия пантогамом статистически значимо снизила тяжесть проявлений СДВГ, оцененных с помощью CGI-ADHD-S. Первоначально степень тяжести СДВГ оценивалась в диапазоне от 4 (умеренная) до 5 (выраженная), но уже через 1 месяц терапии Пантогамом она оценивалась в диапазоне 2-3 (2 — легкая, 3 — легкая) и оставалась в этом диапазоне через 2, 3 и 4 месяца после лечения.Одновременно эффективность Пантогама подтверждается устойчивым ростом доли пациентов с положительным ответом на терапию (и снижением общего балла ADHD-DSM-IV более чем на 25%) с 44,4% через месяц после терапии до 66,7 % к концу 2-го месяца и 72,2% — к концу 3-го и 4-го месяцев терапии. Значительный регресс основных симптомов СДВГ, оцениваемых по шкале оценок ADHD-DSM-IV, был отмечен через 1 месяц после лечения и продолжался в течение 2-4 месяцев лечения, что сопровождалось снижением всех трех баллов по сравнению с исходными значениями до терапии. (р <0.01): общий балл, баллы по симптомам «Невнимательность» и «Гиперактивность-Импульсивность». Кроме того, 4-месячный курс лечения Пантогамом по сравнению с плацебо снизил выраженность функциональных нарушений, оцениваемых по шкале WFIRS-P, особенно в областях «Я-концепция ребенка» и «Рискованная деятельность». Заключение. Получены достоверные доказательства высокой терапевтической эффективности препарата гопантеновой кислоты при СДВГ.
Купить ПАНТОГАМ [D, L-гопантеновая кислота] — CosmicNootropic
Купить Пантогам онлайн с самой быстрой доставкой! Для этого продукта доступна внутренняя доставка в США! Выберите Отправка из: US вариант размера, чтобы получить его в течение 3-7 дней на любой адрес в США. Не забудьте выбрать доставку внутри США при оформлении заказа.
Пантогам (гопантеновая кислота) — ноотропный препарат с анксиолитическим действием. Мы также продаем очень похожий продукт — Пантокальцин
.Молекула гопантеновой кислоты получается путем замены гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) бета-аланиновой составляющей пантотеновой кислоты (витамин B5). В отличие от самой ГАМК, Пантогам может преодолевать гематоэнцефалический барьер и вызывать ГАМКергический эффект.
Пантогам был впервые синтезирован в 1950-х годах японскими учеными.С 1977 года в России и с 1978 года в Японии он используется в медицине для лечения различных неврологических расстройств у детей и взрослых, в том числе аутизма.
Показания к применению:
- Органический мозговой синдром;
- Цереброваскулярная недостаточность;
- Экстрапирамидные симптомы;
- Эпилепсия;
- Снижение умственных и физических возможностей;
- Нейрогенная дисфункция мочевого пузыря;
- Задержка развития.
Вы также можете купить Пантогам для применения у здоровых людей для повышения умственных и физических возможностей и для облегчения астенических симптомов, таких как хроническая усталость.Это также может улучшить память и внимание.
Препарат обладает ноотропным, анксиолитическим и противосудорожным действием. Пантогам взаимодействует с рецепторами GABA-A, GABA-B и допамина D2 и стимулирует синтез ацетилхолина.
Пантогам Актив (D, L-гопантеновая кислота) — рацемическая модификация исходного препарата; Данная модификация разработана российской фармацевтической компанией «Пик-Фарма» в 2008 году.
Гопантенат кальция имеет два активных изомера с разной фармакологией, а Пантогам Актив имеет более высокое содержание L-гопантеновой кислоты, чем Пантогам.Из-за разного соотношения изомеров в этих двух препаратах они различаются как по действию, так и по эффективности.
Пантогам Актив обладает более выраженным анксиолитическим, антиамнестическим и противосудорожным действием и может применяться длительно, не вызывая привыкания.
Мы предлагаем следующие формы Пантогама: таблетки 250 мг, таблетки 300 мг, таблетки 500 мг, сироп
.Полную инструкцию читайте здесь.
Syngap
Ена родилась 20.02.2011. Моему счастью не было предела, я благодарил Бога, который дал мне, потому что я отчаялся.Роды прошли без проблем, одна получила 9 баллов. Моя милая, милая, счастливая девочка и я через несколько дней приехали в роддом. Эна была хорошей малышкой, хорошо кормила и спала, не платила. Воркали и смеялись, даже мы думали, что это будет настоящий оратор. Мы наслаждались друг другом и друг другом. С 4 месяцев у Эны поднялась температура, и она 5 дней пролежала в педиатрическом отделении больницы Сомбор. Все в норме, диагноз — вирус. Затем врач наблюдает за гипотонусом у Ены и отправила меня поработать с ее упражнениями, чтобы укрепить мышечный тонус.Месяц за месяцем я понимаю, что моторика Энас замедлилась.
На седьмом месяце работает голова УЗ и выводы ясны. Мы идем в Институт охраны здоровья детей и молодежи Воеводины Нови-Сад, где нам ставят диагноз «дистония алия». В дневном стационаре рекомендуются упражнения и контрольные сроки. Со временем мне кажется, что упражнения не очень эффективны, и мы едем в частную физиотерапевтическую клинику в Нови-Сад, где ей поставили диагноз — мышечная гипотония глобального масштаба.Курс тренировок для родителей (Войта и кинезотерапия) длился 2 недели и стоил 500 евро. Кроме того, чтобы пойти индивидуально и к детскому психологу еще 250 евро на двухнедельное лечение. И так каждые 3-4 месяца. Прогресс, но очень медленный.
Эна сидит один без поддержки всего 11 месяцев, но впервые встает один в кроватку с 14, не произносит слов, иногда болтает ма-ма, ба-ба, па-па. Я понимаю, что что-то было не так, но я начинаю верить убеждениям людей (семей, врачей, альтернативных терапевтов), что никто из нас не одинаковый, не всем нужно расти и процветать, поскольку взрослеющая Эна будет двигаться вперед, что у детей часто случается «щелчок», и они начинают быстро наверстывать упущенное.Нанимайте гомеопатов, травников, и я обнаруживаю, что исследую множество ужасных историй, но также и тех, которые вселяют надежду. Но настоящий ответ — нет. Интересно, не ошибаюсь ли я где-нибудь, повлияло ли на меня физическое нападение и травмы на 4-м месяце беременности, предполагалось ли сделать прививку, косо смотрит ли мой ребенок, если кто-то принес проклятие невезения. В хаосе мыслей стань бессильным.
Май 2013. Эна сама начинает преодолевать расстояние в несколько шагов, и это вселяет в меня надежду, что наконец-то освободится и скоро будет прыгать, бегать, танцевать, как все остальные дети.Однако бывает, что новые неизвестные. Прогулка с Ино по коридору, держащим ее за руку. Внезапно она сделала реверанс и держалась подальше от ее головы. Во-вторых, меня одолевает новая тревога и страх. Есть ощущение, что только мать может инстинктивно распознать, что это нехороший знак.
В ближайшие дни я замечаю, что иногда один взгляд, иногда поднимает глаза и трепещет ее веки. Эта новая ситуация не утомляет и не замедляет, но ее становилось все больше и больше с каждым днем, затем несколько раз в день, час … И снова она не хотела идти, не держа меня за руку, нарушала свой сон ночью, часто бывала бодрствование, иногда раздражительность, ежедневный отдых сокращается до получаса сна.В сентябре 2013 года двадцать один день мы проводим в Сутоморе (Черногория) с известной целительницей, которая говорит, что она сироп на основе прополиса для очищения организма от токсинов, тяжелых металлов, паразитов. Это не принесло больших изменений, но там я встретил друга, который направил меня к религии и которому я буду вечно благодарен за это. Мое беспокойство и страх отвернуться, когда я обращаюсь к Богу, когда молюсь за Эну, становится моей жизнью.
Через несколько месяцев едем в Нови Сад, и в частной клинике НЕЙРОПРАКСИС делаем ЭЭГ.При чтении врач сообщает, что у человека нет эпилепсии и, вероятно, есть тики или что-то так привлекает внимание и манипулирует. Также, видя, что ребенок отстает в развитии, рекомендуется все время делать. Затем обратились к кардиологу, ЛОРу, офтальмологу и генетику. Все результаты были нормальными, но один все еще моргал на меня и время от времени клонировал. В ноябре мы работаем, тоже частные, потому что в госучреждениях ждем до двух лет, глава MR, где результаты снова нормальные.
В поисках диагноза, различных дефектологических и физиологических методов лечения мы посещаем монастырь Острог, Беочин и другие монастыри по всей Сербии, отца Иоиля, которого считают проницательным, и он говорит мне, что это вредное воздействие вакцина. Я все еще не удовлетворен ответами и ищу диагноз. Благодаря восприимчивости педиатра Sombor по эпилепсии доктора Милана Арнаута, мне удалось добраться до инструкций по стационарному лечению в Институте охраны здоровья матери и ребенка доктора Вукана Чупича в Белградском отделении метаболологии и остаться там с Эной одиннадцать дней в декабре 2014 г.ЭЭГ показывает эпилепторные изменения и ставит диагноз G 40.4 (эпилепсия). Им были произведены анализы на микроделетический синдром, синдром Ретта, люмбальную пункцию, метаболический скрининг крови и мочи. Все результаты очевидны, и врачи посоветовали мне отказаться от поиска диагноза и перейти к физиотерапевту и специальному лечению. С начала терапии назначают сироп Эфтил (вальпроат). Когда подходим к последней дозе, приступы, слава богу, прекращаются с января 2015 года. У Ены приступов нет.
Одно время продвинутые стадии имели самостоятельную неуклюжую прогулку, но снова были видны неуверенность, понимание и интерес, словарь, тем богаче случайные новые слова.Все это было результатом многих процедур, а также сочувствия и того факта, что Эну очень приняли в детском саду «Домовой» в Апатине, где на все это обращают внимание, им это нравится и они прогрессируют. Одна из них является фаворитом детей и учителей, и особенно ценной работой ее собственных последователей, сначала Тамары Мрджа, затем Зорана Павичевич, которые неустанно, самоотверженно и добросовестно готовят бесчисленные занятия и тренируют грубую и мелкую моторику с Эной. Я также хотел бы поблагодарить за чрезвычайную помощь и местное самоуправление, муниципалитет Апатин, которые профинансировали дополнительную поддержку для детей с ограниченными возможностями.
Затем свяжитесь со многими родителями на странице fb «Родители детей с речевыми и языковыми проблемами», где я узнал, что в начале 2015 года был принят закон, который позволяет Зое диагностировать и лечить редкие заболевания за рубежом, если диагноз не установлен в Сербии. Здесь я узнаю и об эффективности российского препарата пантогам, которые начинают применять и дают отличные результаты. Кроме того, я ценю и благодарю биоэнергетические процедуры, которые помогают Эне, и делаю это раз в месяц замечательному человеку из Нови-Сад Бела Варга.Снова отправляйтесь на контрольный осмотр у доктора Адрианы Сараджлия, которая предлагает анализ секвенирования генома Барселоны. Биологический материал для анализа изолят в декабре 2015 года, отправьте нам запрос РФЗО получит одобрение и кровь с ИЗЗМД отправят в марте 2016 года. Пока там ждем, а практика продолжается, и радуемся жизни, тусуемся, уезжаем в отпуск, мы путешествуем, ждем с нетерпением. Эна чудесная, любящая, любит петь и танцевать, людей и с каждым днем становится все более зрелой и продвинутой.
В сентябре этого года мы узнали о полученных результатах и объяснили, что условие Enas обнаружило мутации в гене SYNGAP1. Также проконсультировали насчет мутации гена PKP2, указывающей на возможность аритмогенной дисплазии правого желудочка сердца, и обратились в институт кардиологии на время, который, слава богу, не выявил патологических изменений в сердце. В данный момент ждем сердечко на ИЗЗМД MR. Что касается мутаций гена SYNGAP1, то врачи в Белграде не могли мне много сказать, но я лично нашел ценную информацию и группу родителей детей с той же проблемой.В Америке уже существует фонд, который занимается исследованием этого гена, а также возможным лечением детей с этой мутацией. Обнадеживает то, что жизнь Enas не находится в опасности, как и функционирование жизненно важных органов. Грядущие дни обещают прогресс. Как мать, которая не замужем и несет полную ответственность за ребенка, так как я знаю диагноз, я уронила камень от сердца. Теперь я знаю, на что надеяться и на какие исследования в мире и в нашей стране следует последовать, чтобы облегчить жизнь их ребенку и, с Божьей помощью, сделать возможным его независимость и прогресс.Следующие исследования были запущены, в частности, в Америке, но я поддерживаю контакты с российскими исследователями даже в области волновой генетики.
Я призываю всех родителей не отказываться от поиска диагноза, потому что это единственный способ узнать, куда идти, чтобы помочь своим детям. Я благодарю Бояну Миросавлевич за то, что все мы боремся с их возможным законом Зои и всем, что у нас есть для этого.
Эффект ранней и поздней фармакологической коррекции производными ГАМК психоэмоционального состояния потомства крыс с экспериментальной преэклампсией
Журнальная статья Открытый доступ
Музыко Елена А.; Перфилова Валентина Н .; Суворин, Кирилл В .; Тюренков Иван Николаевич
Введение: Преэклампсия — серьезное осложнение беременности, повышающее риск тревожных расстройств и депрессии у детей на разных этапах онтогенеза.
Материалы и методы. Изучено психоэмоциональное состояние 70-дневного потомства крыс с экспериментальной преэклампсией (ЭП) после фармакологической коррекции с 40 на 70 день жизни потомства производными ГАМК — суккарда ( 22 мг / кг), салифен (7.5 мг / кг), фенибут (25 мг / кг) и препарат сравнения пантогам (50 мг) — в тесте «Открытое поле», в тесте «приподнятый крестообразный лабиринт» и в тесте на заглубление в мрамор. Вышеупомянутые тесты вместе с тестом Порсолта были выполнены в возрасте 18 месяцев.
На втором этапе потомство получало суккард (44 мг / кг), салифен (15 мг / кг), фенибут (50 мг / кг) и пантогам (100 мг) от 24 th по 25 th . месяц жизни. После этого животные были протестированы.
Результаты и обсуждение: У потомков EP был повышенный уровень тревожности и депрессии, а также обсессивно-компульсивное расстройство.
Воздействие ранних производных ГАМК ограничивало тревогу и депрессию у животных в возрасте 70 дней и 18 месяцев, при этом салифен ограничивал компульсивное поведение. Позднее «лечение» производными ГАМК оказало антикомпульсивный и антидепрессивный эффекты, при этом фенибут обладал большей степенью анксиолитической активности. Сукцикард, салифен и фенибут были сопоставимы с пантогамом или превосходили его по эффективности.
Заключение: ВП отрицательно влияет на психоэмоциональное состояние потомства.Ранняя и поздняя фармакологическая коррекция производными ГАМК, такими как суккард, салифен и фенибут, снижает тревожность, проявления обсессивно-компульсивного расстройства и депрессию у потомства крыс с беременностью ВП.
xarope — Перевод на английский — примеры португальский
Предложения: xarope de milho xarope de inulinaЭти примеры могут содержать грубые слова, основанные на вашем поиске.
Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.
Não me importei porque peguei mais xarope .
Я не возражаю, потому что получаю еще сиропа .Fornecemos o xarope , voice as garrafas.
Поставляем сироп , розлив вы делаете.De repente apeteceu-me xarope de sésamo.
У меня внезапно возникла тяга к кунжутному сиропу .Este xarope infundido é fácil de fazer.
Этот настоянный сироп легко приготовить самому.Essa quantidade descrita renderá 11/2 xícara de xarope simples.
Из этого количества сахара и воды получится 11/2 стакана простого сиропа .Deitaste xarope sobre a Vonda Shepard.
Оуэн, ты получил сироп на Вонду Шепард.Preencher uma sobremesa de fruto com o xarope .
Залить фруктовый десерт сиропом .Carteira xarope através desde que os beneícios não perca.
Сироп Кошелек при условии, что не упустите выгоду.О лекарстве «Пантогам» ( xarope ).
Лекарство «Пантогам» ( сироп ).Мэйос для инструкции «Lazolvan» ( xarope infantil) рекомендуется использовать для лечения заболеваний воспаления.
Средство для «Лазолвана» (детский сироп ) инструкция по применению рекомендует принимать при инфекционно-воспалительных патологиях.Preencha abóbora com o xarope de açúcar fervente e ponha o fogo.
Залить тыкву кипящим сахаром сиропом и поставить на огонь.Uma pouca quantidade do xarope deve abaixar-se no container com a água fria.
Небольшое количество сиропа следует опустить в емкость с холодной водой.Combinação ótima em diluição do nosso xarope vodka normal 1: 3 em frações de volume.
Оптимальная комбинация при разбавлении нашего сиропа обычной водкой 1: 3 в объемных долях.Esvazie ambos os licores, xarope de morango e leite no liquidificador.
Влейте оба ликера, клубничный сироп и молоко в блендер.Quando as bolhas estão quase completetamente desaparecidas, o xarope está pronto para uso.
Когда пузырьки почти полностью исчезнут, сироп готов к использованию.O xarope tem de resultar muito denso.
Сироп должен получиться очень густым.Cozinhe um xarope simples e mergulhe as bagas nele por 10 segundos.
Сварить простой сироп и опустить в него ягоды на 10 секунд.Certifique-se de comprar xarope de Yacon 100% puro.
Убедитесь, что вы приобретаете 100% чистый сироп якон .Se Você estiver usando o xarope de bordo, adicioná-lo agora.
Если вы используете кленовый сироп , добавьте его сейчас.Agora voiceê tem xarope de limão verbena.
Теперь у вас есть лимонная вербена , сироп .Препарат «Пантогам» детский.Описание лекарства. Особенности приложения
Лекарство «Пантогам» оказывает ноотропное (улучшающее умственную деятельность) влияние, стимулирует обменные процессы, усиливает устойчивость к гипоксии. Препарат обладает противосудорожной активностью. Средство способствует удлинению действия барбитуратов, снижает интенсивность реакций на болевые раздражители. На биоэлектрические функции головного мозга, периферических холиновых и адренореактивных структур препарат не оказывает существенного влияния.
Лекарство обладает кратковременным гипотензивным действием средней степени тяжести. Средство малотоксично. В ходе клинических исследований установлено улучшение состояния пациентов с церебральной (церебральной) недостаточностью, снижение двигательной возбудимости, активация умственной деятельности, повышение физических возможностей. Отмечена эффективность препарата при гиперкинетических расстройствах, паркинсонизме, эпилепсии, треморе (треморе), а также при клонической форме заикания и нейролептическом синдроме.Назначение
Препарат «Пантогам» показан детям, страдающим олигофренией, умственной отсталостью, с задержкой речи. В комплексной терапии препарат рекомендуется при эпилепсии, особенно при полиморфных приступах или небольших судорогах.
Эффективность препарата при воспалении лицевого нерва: средство снимает болезненные ощущения. В сочетании с противосудорожными препаратами лекарство Пантогам назначают ребенку с патологиями ЦНС инфекционного характера, эпилепсией с элементами торможения, ХИМ.Показания включают подкорковые гиперкинезы, вызванные нейролептическими средствами.Лекарство «Пантогам». Инструкция по применению
Детям рекомендуется принимать по 0,25-0,5 грамма за один прием. Препарат предназначен для перорального применения. Суточная дозировка 0,75-3 г. Продолжительность терапии от месяца до четырех. В особо тяжелых случаях лечение продолжается до полугода. Повторная терапия проводится после 3-6-месячного перерыва. Частота приема Пантогама ребенку — 3-6 раз в сутки.
Побочное действие
При терапии вероятно развитие аллергических реакций. В частности, может быть воспаление слизистой оболочки носа или внешней оболочки глаза. В некоторых случаях на коже появляется сыпь.
При появлении этих нежелательных эффектов или других нежелательных явлений, не описанных в аннотации, прием препарата следует прекратить и проконсультироваться с врачом.Противопоказания
Лекарство «Пантогам» детям не рекомендуется при непереносимости компонентов, нарушениях почечной деятельности.Противопоказания включают фенилкетонурию (для суспендированной лекарственной формы) из-за того, что сироп содержит аспартам.
Дополнительная информация о Пантогаме (детский)
Цена лекарства от 300 руб. При передозировке наблюдается усиление выраженности побочных эффектов. При отравлении средством следует посетить специалиста. В таких случаях назначается симптоматическая терапия.
p >>Лекарство «Пантогам» для детей. Инструкция
Пантогам детский — бесцветный сироп слегка желтоватого цвета.Препарат имеет сладкий вкус и запах фруктов. В составе продукта кальциевая соль гопантеновой кислоты (пантогам), пищевая лимонная кислота, пищевой сорбит, глицерин, бензоат натрия, аспартам, вода очищенная, ароматическая эссенция пищевая.
Препарат способствует повышению устойчивости мозга к гипоксии и влиянию токсических компонентов, оказывает стимулирующее действие на анаболические нейрональные процессы. Препарат «Пантогам» сочетает в себе мягкий возбуждающий эффект с легким седативным действием, обладает противосудорожным действием, снижает двигательную возбудимость.Лекарство способствует повышению не только умственной, но и физической работоспособности. Препарат обладает умеренным обезболивающим действием.
Препарат рекомендован при заболеваниях головного мозга.
Лекарство «Пантогам» (детский сироп) позволяет назначать инструкцию с первых дней жизни.
Показания к применению: перинатальная энцефалопатия, задержка развития (двигательного, речевого, психического или их сочетание), умственная отсталость различной степени тяжести.Препарат рекомендован при различных формах детского церебрального паралича, при заикании (преимущественно в клонической форме). Лекарство «Пантогам» (детский) рекомендуется в комбинации с противосудорожными препаратами и в качестве монопрепарата при эпилепсии, особенно при полиморфных приступах и мелких судорогах.
Препарат назначают и в урологической практике. Лекарство «Пантогам» детям от двух лет и взрослым рекомендуется при нарушениях мочеиспускания различного характера, проявляющихся в виде императивных позывов, поллакиурии, энуреза, недержания мочи.
Препарат противопоказан к применению в первом триместре беременности, при острых тяжелых патологиях почек, гиперчувствительности.
Средство «Пантогам» рекомендуется принимать утром после еды, через пятнадцать-тридцать минут. Дозировка для взрослых на разовый прием — 2,5-10, в сутки — 15-30 миллилитров. Препарат «Пантогам» для детей рекомендует прием разовой дозы от 2,5 до 5, суточная дозировка — 7,5-30 миллилитров.
Продолжительность терапии обычно составляет от одного до четырех месяцев.В некоторых случаях врач может продлить лечение до шести месяцев. Через три-шесть месяцев при необходимости можно провести повторную терапию.
При различных патологиях нервной системы дозировку препарата «Пантогам» для детей инструкция рекомендует устанавливать в соответствии с возрастом. Пациентам до года — от 5 до 10, до трех лет — от 15 до 20, до пятнадцати — 25-30 миллилитров. Это суточная дозировка.
Схема применения лекарства «Пантогам» для детей инструкция рекомендует устанавливать следующие: в течение семи-двенадцати дней дозировку постепенно увеличивать, достигая максимума.В максимальной дозе медикамент принимают от пятнадцати до сорока дней. После этого количество препарата в сутки постепенно снижают в течение семи-восьми дней до отмены препарата.
Применение препарата может вызвать аллергические реакции в виде конъюнктивита, ринита или кожной сыпи. При возникновении нежелательных эффектов следует скорректировать дозировку или отменить прием лекарства.
Препарат «Пантогам» не назначают в сочетании с другими ноотропными и стимулирующими деятельность нервной системы.
Лечение детей должно проходить под наблюдением специалиста. Если есть побочные эффекты, вы должны сообщить об этом врачу.
Следует отметить, что несоблюдение предписаний врача может привести к пагубным последствиям.
Перед применением Пантогама специалисты рекомендуют внимательно изучить инструкцию.
.